Каждый знает, что невозможно, например, построить дом, не
имея чёткого плана. Зато при наличии плана строительство дома превращается в
простую и понятную процедуру. В бизнесе, как и в любом другом виде
деятельности, необходим чёткий план действий. Хорошо составленный чёткий
бизнес-план позволяет заранее продумать будущие действия. Чем более детально
разработан бизнес-план, тем меньше неожиданностей будет ждать вас при его
реализации.
Есть масса рекомендаций по составлению бизнес-плана. Каждый из авторов предлагает
свои варианты того, как написать бизнес-план. Мы познакомим Вас лишь с самыми
основными. Главная задача бизнес-плана – показать что, каким образом и в
какие сроки Вы хотите сделать, и какие прибыли или убытки при этом Вас ожидают.
Вторая задача – не дать Вам приукрасить перспектив бизнеса. Людям, действующим
без бизнес-плана, их идея может показаться настолько великолепной, что они
начинают думать, что как только они приступят к её реализации – доходы будут
просто зашкаливать. На деле же часто бывает по-другому – их «гениальная» идея
приносит одни убытки. Чтобы такого не случилось с Вами, в бизнес-плане
обязательно учитывайте худший вариант развития событий. В этом случае Вам легче
будет справляться с финансовыми трудностями.
Третья задача бизнес-плана – помочь Вам разобраться с количеством финансов,
необходимых для реализации вашего проекта. При описании затрат указывайте цены
процентов на 20 выше, чем они есть на самом деле – это поможет избежать
проблем, если цены на самом деле поднимутся.
Теперь перейдём непосредственно к самому бизнес-плану. Как он должен выглядеть?
Какие разделы должен включать? 1. Идея и факторы, влияющие на её реализацию.
В этом разделе необходимо указать: что Вы собираетесь делать, каким образом
будет реализована идея и что может способствовать её успеху.
Например, Вы собрались продавать автомобильные запчасти, открыв для этого
небольшой магазинчик. Тогда этот раздел бизнес-плана будет выглядеть следующим
образом:
Идея: торговля автомобильными запчастями.
Реализация идеи: розничная торговля через небольшой магазин.
Положительные и отрицательные факторы: в этом районе города нет магазина
автозапчастей.
Юридическое оформление: ООО или ИП.
Инвестиции: 200.000 рублей.
Срок окупаемости: 1 год.
Средства: свои/заёмные. 2. Качество и характеристика продукции.
В этом разделе необходимо указать, что Вы будете продавать, какие качества и
характеристики Вашего товара будут отличать Вас от конкурентов и почему
покупатель должен будет купить именно Ваш товар.
Например, возвращаясь к запчастям, можно отметить:
Наличие конкурентов: есть/нет
Цены конкурентов: выше/ниже
Качество товара: Япония/Китай/Тайвань 3. Расходы и доходы.
В этом пункте необходимо тщательно прописать, сколько денег будет затрачено на
реализацию проекта, каковы предполагаемые темпы продаж и способы увеличения
этих темпов.
Здесь же необходимо предусмотреть 20% на непредвиденные расходы. 4. Последовательность действий.
Основной пункт, в котором будет указан пошаговый алгоритм выполнения идеи.
Например:
а) Регистрации в качестве ИП.
б) Заключение договора аренды магазина.
в) Заключение договора с оптовым поставщиком запчастей.
г) Поиск работников-продавцов.
д) Рекламная кампания.
е) Открытие магазина.
Если Вы составляете бизнес-план впервые – обратитесь к более опытным коллегам.
Помните, успешным людям очень приятно, когда к ним кто-то обращается за
консультацией.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА
На сегодняшний день существует множество рекомендаций по составлению
бизнес-планов. Я хочу познакомить Вас с основными из них, предназначенными для
составления бизнес-планов для малого и среднего бизнеса.
Поговорим сперва о структуре бизнес-плана. Она должна выглядеть следующим
образом:
1. Обзорный раздел
2. Описание предприятия
3. Описание продукции и/или услуг
4. Анализ рынка
5. Производственный план
6. План сбыта
7. Финансовый план
8. Анализ проекта
9. Приложения
Следует отметить, что такая структура необходима лишь в том случае, если Вы
собираетесь брать кредит на развитие бизнеса или привлекать средства
инвесторов. Для личного же использования структуру бизнес-плана можете
упростить.
Однако вернемся к характеристике каждого раздела.
1. Обзорный раздел – включает в себя краткий обзор бизнес
плана. Обязательно должен содержать следующую информацию: наименование проекта,
характеристика предпринимателя или организации, расходы и доходы, перспективы
проекта, наличие лицензий, сертификатов и других документов, степень успешности
проекта.
2. Раздел «Описание предприятия» включает в себя подробную
информацию о предприятии, в том числе и в свете отличия от других компаний,
присутствующих на рынке.
3. Раздел «Описание продукции и/или услуг» должен включать в
себя подробную характеристику продукции или услуг, сравнительный анализ
конкурентов и план развития производства.
4. Раздел «Анализ рынка» содержит качественный анализ рынка
Вашей продукции или услуги. Показывает наличие спроса, а также затраты,
необходимые для выхода на рынки других городов, регионов, стран.
5. Раздел «Производственный план» должен подробным образом
описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно
производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю.
6. Раздел «План сбыта» должен отражать стратегию продаж
продукции или услуг.
7. «Финансовый план» должен показать способность проекта
обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для
обслуживания долга. Следует подробным образом описать потребность в финансовых
ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность
заемщиков и систему гарантий.
8. Раздел «Анализ проекта» должен показать в течение какого
времени проект способен будет оставаться на плаву без дополнительных
инвестиций.
9. Раздел «Приложения» включает документы, которые могут
служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных
в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие: биографии
руководителей проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы; результаты
маркетинговых исследований; заключения аудиторов; подробные технические
характеристики продукции.
Используя эти рекомендации Вы сможете самостоятельно составить грамотный и
подробный бизнес-план.
|